суббота, 18 июня 2011 г.

«Счастливая, невозвратимая пора детства!..»

Буйлова Мария, 7В
Детство - особая пора в жизни человека. Толстой в своей книге вспоминает о детстве, как о самом ярком, самом насыщенном  добром и радостями времени в его жизни. Теперь он, через много лет вспоминая это время, рассказывает нам о самых запомнившихся эпизодах этой поры.
Главное в книге - это чувства, переживания ребенка и размышления взрослого о добре, счастье и горе. Во время прочтения я наблюдала диалектику чувств и мыслей главного героя. Серьезные размышления прерываются наивными, неиспорченными мыслями Николеньки, главного героя повести.
  "Вместо веселия и смеха, на которые я рассчитывал, входя в чулан, я чувствовал дрожь и замирание сердца. О великий христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость бога, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих - ты их не поверял рассудком... И какую высокую хвалу ты принес его величию,  когда, не находя слов, в слезах повалился на землю!.." - Дети ради забавы забрались в чулан юродивого Гриши, но Николенька, вместо забавы получил урок, который он запомнил на всю жизнь. Теперь он никогда не будет смеяться над праведным, честным человеком, который готов умереть за свою веру.
"Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление.
Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:
   - Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите  меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.
  Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала  его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо  доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда".Получив подарок  от Натальи Савишны обиженный  Николенька  понимает, что  близкие бранят его,  не желая ему зла,  они  хотят уберечь его  от дальнейших промахов в жизни. Теперь он не будет держать зла на взрослых, указывающих ему на его проступки, а просто будет пытаться исправиться.
 Эта глава - моя самая любимая. Я полюбила добрую и преданную Наталью Савишну и порадовалась за Николеньку, который поднялся еще на ступеньку в своем душевном развитии.

 "После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое  счастие. Вспомнишь,  бывало, о Карле Иваныче и его горькой  участи -  единственном  человеке,  которого  я  знал несчастливым, - и  так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: "Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать". Потом  любимую фарфоровую игрушку - зайчика или  собачку - уткнешь в угол пуховой подушки и
любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны, и чтобы  завтра была хорошая погода для гулянья,
повернешься  на другой бок, мысли и мечты  перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом" - в молитве, в которой Николенька просит всем счастия, плачет за бедного, несчастливого Карла Иваныча, вдруг появляется просьба о хорошей погоде. Правильно: а что, казалось бы, еще требуется для счастья маленькому мальчику?
 В книге сочетаются размышления взрослого и ребенка, что придает ей еще большую откровенность и очаровательность.
 Самая важная  глава в повести  - пятнадцатая, "Детство". Уже само название говорит о ее значительности, в ней заключена основная мысль всей повести. Конечно, у каждого человека разное детство, но это глава объединяет все в целое, обобщает, потому что у каждого есть то, что он запомнит на всю жизнь и будет вспоминать как что-то светлое в тяжелые минуты.
 У меня есть уже множество теплых, сладких воспоминаний, я не могу различить их, вижу, словно сквозь слезы, но они всегда согревают меня. И у меня их будет еще очень много, потому что моя счастливая пора детства еще не закончилась.

Комментариев нет: